Цифровая образовательная среда
Что такое "Цифровая образовательная среда" и для чего она создается?
ЦОС (цифровая образовательная среда) — часть национального проекта «Образование»
Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024 гг.
Задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные задачи проекта (к 2024 году):
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране,
- внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций в 75 субъектов Российской Федерации для как минимум для 500 тысяч детей,
- обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с,
- создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей
Реализация этого проекта должна привести к глобальным изменениям всего образовательного процесса и перераспределению большого количества учебных часов из очного обучения в дистанционное. Дистанционное обучение — главный компонент данной программы.
ЦОС — это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения — более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
По мнению авторов проекта, объединение онлайн и оффлайн форматов поможет преподавателям давать больше необходимого материала, а учащимся легче его воспринимать.
Цель федерального проекта: уравнять шансы учеников престижного лицея в центре огромного города и маленькой деревенской школы на 10 человек.
Благодаря внедрению «Цифровой образовательной среды», а также запуску проекта «Современная школа», образовательные учреждения будут включать следующие элементы:
Материально-техническое оснащение образовательных организаций. В школах будет установлено все необходимое и самое современное оборудование, а также будет обеспечен доступ к высокоскоростному интернету, для тех, у кого его нет дома.
Платформа для хранения документов. Школы уже используют электронные дневники и журналы, однако сейчас речь идет о полном переводе всех документов в онлайн-формат. Произойдет автоматизация бумажной работы и административных процессов, что значительно сэкономит время и упростит отчетность.
Доступ к электронным библиотекам, образовательным сайтам и сервисам для расширения и углубления знаний по разным предметам.
Возможность присутствовать на уроках онлайн и быть на связи с учителями и одноклассниками. Это относится к тем ученикам, кто долго болеет или по другим причинам не может посещать школу. Кроме того, система будет полезна на случай карантинов из-за сезонного гриппа.
Учет достижений учащихся. Для каждого ученика будет создано индивидуальное цифровое портфолио, где соберутся результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.
Образовательные сервисы с видеоуроками и научным пособиями. Дети смогут смотреть уроки из других школ, таким образом, получая знания от лучших педагогов страны Платформа для онлайн-трансляций и мониторинга образовательного процесса в школах и университетах.
Доступ к информационно-телекоммуникационным системам
Школа имеет доступ к информационно — телекоммуникационной сети Интернет.
Провайдер – ПАО РОСТЕЛЕКОМ. Скорость подключения: 100 Мбит/сек.
Новости
Урок цифры в 2021-2022 уч. году:
- Урок "Искусственный интеллект в образовании" (27 сентября - 17 октября)
- Урок "Разработка игр" (22 ноября - 12 декабря)
- Урок "Исследование кибератак" (17 января - 6 февраля)
- Урок "Цифровое искусство: музыка и ИТ" (14 февраля - 6 марта)
- Урок "Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер" (10 марта - 6 апреля)
- Урок "Быстрая разработка приложений" (14 апреля - 8 мая)
ПроеКТОрия:
- Урок "Кузовной ремонт" (24 ноября)
- Урок "Малярные и декоративные работы" (1 декабря)
- Урок "Цирковое и эстрадное искусство" (6 декабря)
- Узнать о других профессиях
Документы проекта "Цифровая образовательная среда"
Федеральные документы:
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Официальные источники о ЦОС
- Министерства просвещения Российской Федерации;
- Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
Материалы
- Методические рекомендации по использованию цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организации
- Методическая копилка цифровых образовательных ресурсов
- Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет
- Методические рекомендации по регистрации обучающихся на Едином портале государственных услуг
- Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога (материалы II всероссийской научно-практической конференции)